Поведенческие факторы сайта

Поведенческие факторы сайта

Многие специалисты по продвижению сайтов и просто владельцы сайтов до сих пор не обращают внимание на поведенческие факторы ранжирования сайта в поисковых системах. Происходит это чаще всего от непонимания принципов работы поисковых систем. Человеку никогда не занимавшемуся программированием рассказы о том, что поисковая система оценивает дизайн сайта, его полезность для пользователя, удобство сайта и прочие чисто человеческие факторы, кажутся не чем иным как научной фантастикой.

Я часто от клиентов слышу примерно такие вопросы: «Как это компьютер может оценить полезность сайта? Посчитать ссылки, найти ключевые слова в тексте страницы – вот это дело компьютера. А полезность, удобство и дизайн может оценить только человек». Логика тут понятна. Но уже несколько лет аналитики поисковых систем разрабатывают и совершенствуют методы оценки полезности сайта. Приведу простой пример. Пользователь видит ваш сайт в поисковой выдаче по интересующему его запросу скажем на 5 месте. Пользователь переходит на сайт, затем возвращается обратно в выдачу и переходит на следующий сайт. Это сигнал для поисковой системы, сообщающий о том, что на вашем сайте пользователь не нашел ответ на свой запрос. Соответственно если статистика таких возвратов будет говорить не в пользу вашего сайта, то он будет понижаться в выдаче и может совсем уйти из ТОП-10.

Яндекс — в середине июня мы планируем повысить вес пользовательских факторов при ранжировании рекламы на поиске: чтобы выдача Яндекс.Директа лучше отвечала каждому на его запрос.

Google — Исторически, в отличие от Яндекса, никогда официально не признавал использование в ранжировании поведенческих факторов. Более того, устами своих сотрудников он открыто отрицал это, объясняя свое решение низким качеством этих сигналов, однако, уже подтверждено что google запатентовал поведенческие факторы.

Теперь давайте разберемся почему пользователь покинул ваш сайт. Тут вы можете спросить себя – почему Вы сами закрываете некоторые сайты после перехода на них и ищете информацию дальше ?

Причин тут может быть несколько, вот например такие:

  • пользователь видит совсем не то, что ищет
  • отпугивает дизайн
  • пользователь не может найти нужную информацию (например, неудобная навигация ставит пользователя в тупик)
  • сайт долго открывается и пользователь не хочет ждать

И любая из этих причин приведет к тому, что пользователь вернется в поисковик и продолжит искать по другим сайтам, а к вашему сайту добавится отрицательная статистика.

Часто для совсем новых сайтов я вижу следующую картину. Яндекс только проиндексировав сайт ставит его в ТОП-5 или даже в ТОП-3 по нескольким запросам. Запускает на сайт 5-10 пользователей и анализирует поведение пользователей. Если сайт проходит проверку, то он может сразу занять хорошие позиции или получить плюс в будущем продвижении. Если же сайт не отвечает на пользовательские запросы подобающим образом, он слетает на положенные новичку позиции и поисковик ждет улучшения других факторов: возраста сайта, внешнего и внутреннего ссылочного, добавления интересного контента и т.д.

Это еще одно подтверждение того, что поисковики сейчас ставят поведенческий фактор на первую ступень.